Новости
Преподаватели кафедры НО
- Details
|
ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ 08.11.1963, с. Малые Кибечи Канашского района Чувашской АССРДоктор педагогических наук (1999), профессор (2001).Окончил МГПИ им. В.И. Ленина (1990), МГУ им. М.В. Ломоносова (1993), аспирантуру (1993) и докторантуру МПГУ (1999).Работал старшим преподавателем (1990-1993), доцентом (1994-1999), профессором (2001) кафедры педагогики начального образования, зав. кафедрой психологии и социальной педагогики (2003-2010) ЧГПУ им И.Я. Яковлева. С 2011 – декан психолого-педагогического факультета.Основатель научно-педагогической школы «Этнопедагогическое образование учителей».Преподаваемые дисциплины: «Этнопсихология», «Методология и методы социально-педагогических исследований», «Управление современной образовательной организацией», «Менеджмент в учреждениях образования и социального обслуживания», «Методология магистерского диссертационного исследования», «Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения».Область научных интересов – этнопедагогическая подготовка учителей начальных классов национальной школы, формирование этнопедагогической культуры у будущих учителей. Под его руководством защищены 19 кандидатских диссертаций. Является руководителем научно-педагогической школы «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы».Почётное звание: Заслуженный работник образования Чувашской Республики (2011).Награды: Почетные грамоты Министерства образования и молодежной политики ЧР (2005), Министерства культуры ЧР (2008), Благодарность главы Чувашской Республики (2018).Основные научные труды:Методология магистерского диссертационного исследования: учебное пособие. Чебоксары, 2016;Этнопсихология: учебное пособие. – Чебоксары, 2017;Этническая психология: электронное учебное пособие. – Чебоксары, 2018;Менеджмент в учреждениях образования и социального обслуживания: учебное пособие. – Чебоксары, 2018;Этноэстетичность дидактики И.Я. Яковлева в Симбирской чувашской учительской школе: монография. – Чебоксары, 2018;Управление современной образовательной организацией: учебное пособие. – Чебоксары, 2019.Методология и методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков – Чебоксары, 2020.Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании – Чебоксары, 2021.Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения – Чебоксары, 2022.Менеджмент в социально-педагогической деятельности: учебное пособие. 2023.
ИВАНОВА ИРАИДА ПАВЛОВНА 17.10.1961 с. Ачакасы Канашского района Чувашской АССР
|
ГОРБУНОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА[11.12.1978, д. Напольное Сюрбеево Комсомольского района Чувашской АССР].Кандидат педагогических наук (2005), доцент (2011).Окончила музыкально-педагогическое отделение Канашского педагогического колледжа (1997), психолого-педагогический факультет (2001), аспирантуру (2005), докторантуру ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2014).Работала методистом отдела аспирантуры ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2001–2002). С 2004 – преподаватель, с 2005 – старший преподаватель, с 2010 по 2017 – доцент кафедры психологии и социальной педагогики, с 2017 – доцент кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцент кафедры начального образования.Область научных интересов – теория и методика профессионального образования, управление образовательными системами.Награды: Почетная грамота ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2011).
Сочинения: Социальный педагог в сельском социуме: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2011; Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие / Т.В. Романова, Т.В. Горбунова. Чебоксары, 2014; Профессиональная подготовка социального педагога к работе в сельском социуме: монография. Чебоксары, 2015; Коммуникативная компетентность специалиста: учебное пособие. Чебоксары, 2016; Управление образовательными проектами: учебное пособие. Чебоксары, 2017; Мониторинг качества профессиональной деятельности специалиста: учебное пособие.
|
КУЗНЕЦОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА[19.03.1961, г. Чебоксары].Кандидат филологических наук (1995), доцент (1999).Окончила историко-филологический факультет ЧГУ И.Н. Ульянова (1984), аспирантуру филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (1995) и докторантуру там же (2000).С 1984 работала преподавателем в ЧГУ им. И.Н. Ульянова на подготовительном отделении. С 1988 работала преподавателем, с 1999 – доцентом на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах, с 2009 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 г. – доцентом кафедры начального образования в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Во время учебы в аспирантуре в 1992-1995 работала преподавателем кафедры русского языка как иностранного в Центре русского языка и культуры (Санкт-Петербургский госуниверситет).Направление научно-исследовательской работы – сопоставительная фразеология славянских языков.
Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2005, 2011),
|
МИХЕЕВА СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА[17.06.1972, д. Нискасы Моргаушского района Чувашской АССР].Кандидат филологических наук (2005), доцент (2010).Окончила с отличием филологический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1994), аспирантуру при кафедре русского языка РГПУ им. А.И. Герцена (2002).С 1994 работала преподавателем, с 2002 – старшим преподавателем, с 2006 – доцентом кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, с 2009 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцентом кафедры начального образования. С 2011 по 2017 – зам. декана психолого-педагогического факультета по научной и воспитательной работе. С 2017 – директор научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.Основное направление научных исследований – функциональная грамматика, лингвистика текста.
Награды: Почетные грамоты ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (2002, 2014),
|
СОКОЛОВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА[11.12.1963, г. Ленинград]Кандидат педагогических наук (2002), доцент (2006).Окончила художественно-графический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева (1986), аспирантуру при кафедре педагогики начального образования ЧГПУ (2002).В 1986–1991 – учитель начальных классов средней школы №18 г. Чебоксары. С 1991 работала преподавателем, с 2005 – старшим преподавателем, с 2006 – доцентом кафедры методики начального образования, с 2009 – доцентом кафедры педагогики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцентом кафедры начального образования в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.Область научных интересов – проблема совершенствования подготовки учителя начальных классов к преподаванию изобразительного искусства.Награды: Почетная грамота Министерства образования ЧР (2000). Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2017).Сочинения: Методика преподавания изобразительного искусства: учебно-методическое пособие: в 2 ч. Ч 1. 2-е изд., перераб. Чебоксары, 2014. (гриф МОиМП ЧР); Методические основы уроков декоративного рисования с использованием чувашского народного декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. Чебоксары, 2014. (гриф МОиМП ЧР); Технология декоративного рисования на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2015. (гриф МОиМП ЧР); Технология чувашской вышивки: учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2016. (гриф МОиМП ЧР); Изобразительные техники, активизирующие творчество обучающихся: учебное пособие. Чебоксары, 2017;Теория и методика преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах: учебное пособие. Чебоксары, 2019;Теория и методика преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах: электронное учебное пособие. Чебоксары, 2020;Методика преподавания изобразительного искусства:электронное учебно-методическое пособие.Чебоксары, 2021;Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах: курс лекций. Чебоксары, 2022. |
ТЕРЕНТЬЕВА ЛАРИСА ПАВЛОВНА[17.07.1970, с. Ачаксы Канашского района Чувашской АССР].Кандидат педагогических наук (2000), доцент (2006).В 1992 окончила физико-математический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, обучалась в аспирантуре при кафедре педагогики и психологии ЧГУ им. И.Н. Ульянова.Работала учителем начальных классов в СОШ № 59 г. Чебоксары с 1992 по 2002. В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева работала преподавателем кафедры методики начального обучения с 1998 по 2002 (по совместительству), с 2002 по 2015 – старшим преподавателем, доцентом кафедры методики начального образования, с 2015 – доцентом кафедры педагогики и методики начального образования, с 2023 – доцентом кафедры начального образования. С 2011 является зам. декана психолого-педагогического факультета по учебной работе.Награды: Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики ЧР (2011), Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2017).
Сочинения: Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения: монография. Чебоксары, 2004; Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учебное пособие. Чебоксары, 2009
|
|
О кафедре МНО
- Details
Кафедра профессиональной психологии, социальной педагогики и начального образования с 1 сентября 2023 года объединила кафедру социальной педагогики и кафедру начального образования. В настоящее время на кафедре работает 13 преподавателей, из них 1 доктор наук, профессор (Харитонов М. Г.), 2 кандидата филологических наук, доцента (Кузнецова И.В., Михеева С.Л.), 10 кандидатов педагогических наук, доцентов (Горбунова Т.В., Иванова И. П., Патеева О. В., Петрова И. Н., Романова Т. В., Соколова С.Г., Терентьева Л.П., Чернов С. А., Чернова О. В., Шубникова Е. Г.).
Заведует кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Иванова Ираида Павловна.
Кафедра социальной педагогики была создана в сентябре 2000 г. Педагогический персонал в начале работы кафедры состоял из 8 человек – кандидатов педагогических наук, доцентов И. П. Ивановой, З. В. Егоровой, Т. А. Аксаковой, старших преподавателей О. В. Черновой, О. В. Патеевой, преподавателей С. А. Чернова, А. В. Швед. Заведовала кафедрой Петрова З. А.
В сентябре 2002 г. заведующей кафедрой стала канд. психол. наук, старший преподаватель А. Н. Самсонова. С января 2003 г. по 2011 г. заведовал кафедрой д-р. пед. наук, профессор М. Г. Харитонов.
Постепенно педагогический состав кафедры увеличивается и качественно улучшается. В составе кафедры психологии и социальной педагогики работали доктора педагогических наук, профессора М. Г. Харитонов, В. М. Никитин, Т. В. Кириллова, О. В. Кириллова, кандидаты педагогических наук, доценты И. П. Иванова, О. В. Чернова, С. А. Чернов, Е. Г. Шубникова, А. А. Михайлов, кандидаты психологических наук, доценты И. Н. Афанасьев, Г. Г. Вербина, В. И. Маслова, Г. И. Мазуров, кандидаты психологических наук, старшие преподаватели Л. Б. Салихова, Е. В. Славутская, преподаватели М. Ю. Григорьевская, А. В. Кайсарова, И. Н. Петрова, Н. М. Порфирьева, Т. В. Романова. С 2011 года кафедрой заведовала канд. пед. наук, доцент Иванова И. П.
Кафедра педагогики и методики начального образования была создана в феврале 2015 года на основе трех кафедр, ранее существовавших на факультете: педагогики начального образования, методики начального образования, русского языка и методики его преподавания в начальных классах. Вышеназванные кафедры имели свою богатую историю. Так, кафедра начального образования была открыта в 1977 г. Заведующими кафедрами работали кандидаты педагогических наук, доценты Д.С. Филиппова, В.Т. Сейфуллин, В.Н. Николаев, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Васильев, В.Г. Максимов, В.П. Ковалев.
Кафедра методики начального образования функционировала с 1988 по 2015 гг. Ею руководили кандидаты педагогических наук, доценты Архипова С.Е., Бычков В.И.
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах функционировала с 1981 по 2009 гг. В разные годы кафедру возглавляли канд. пед. наук, доцент Сергеева А.И., д-р. филол. наук, профессор Сергеев Л.П., д-р. филол. наук, профессор Чернов М.Ф., канд. филол. наук, доцент Родионова Э.М., канд. пед. наук, доцент Бычков В.И.
Приоритетной целью коллектива кафедры профессиональной психологии, социальной педагогики и начального образования является создание эффективных условий, обеспечивающих подготовку высоквалифицированных специалистов. Кафедра осуществляет подготовку педагогов-психологов и социальных педагогов, учителей начальных классов для образовательных организаций Российской Федерации.
Кафедра осуществляет подготовку профессиональных кадров по направлениям подготовки:
– 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика»;
– 44.05.01 Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения, специализации №3 «Педагогика и психология девиантного поведения»;
– 44.05.01 Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения, специализации №3 «Педагогика и психология девиантного поведения несовершеннолетних»;
– 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование и тьюторство»;
– 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование и информатика»;
– 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература»;
– 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование»
– 44.04.01 Педагогическое образование по магистерской программе «Теория и методика начального образования (руководитель программы Горбунова Т.В.).
– 44.04.01 – Педагогическое образование по магистерской программе «Менеджмент социально-педагогической деятельности» (руководитель программы Харитонов М.Г.).
Ежегодно кафедра проводит международные, всероссийские и республиканские научно-практические конференции: Всероссийская научно-практическая конференция «Психология и социальная педагогика: современные проблемы и перспективы развития» стала традиционной. Республиканский конкурс социальных проектов «Мы сделаем мир лучше» под руководством Романовой Т.В. проводится с 2016 года, который тоже стал традиционным.
Кафедра работает над научными проблемами «Теоретические и методические основы профессиональной подготовки психологов и социальных педагогов к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе и социальных учреждениях» и «Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе непрерывного образования в свете требований ФГОС ВО и НОО». Результаты этой работы находят отражение в подготовке и публикации монографий, учебных пособий и статей, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК, индексируемых в РИНЦ, Web of Science, Scopus и т.п.
Преподавателями кафедры опубликованы монографии: Педагогическая превенция зависимого поведения подростков: программы и технологии (Шубникова Е. Г., 2016); Этнопедагогическое образование будущих магистров (Харитонов М. Г., 2016), Персонажи Библии в славянских устойчивых сравнениях (Кузнецова И. В., 2017); Формирование нравственной культуры у будущих работников культуры средствами этнической педагогики (Васильева Р. М., Соколова С. Г., Воронова З. И. 2018), Этноэстетичность дидактики И. Я. Яковлева в Симбирской чувашской учительской школе (Харитонов М. Г., 2018); коллективная монография Компетентностный подход в подготовке студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения детей и молодежи (Шубникова Е. Г., 2018), Профессиональная деформация педагогов и ее профилактика (2020); Профессиональная компетентность учителя начальных классов сельской школы (Т. В. Горбуновой 2021); Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути преодоления (Иванова И. П., Романова Т. В., Харитонов М. Г., Чернова О. В., 2022) и др.
Студенты регулярно принимают участие в конкурсах («Молодежь против экстремизма», «Учитель будущего», «Я – профессионал» и др.); фестивалях («Юность Большой Волги», «Человек. Гражданин. Ученый»); олимпиадах по психологии и социальной педагогике; форумах (Студенческий научный форум», «iВолга»); в конференциях «Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией обществ», «Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития») и становятся их победителями, лауреатами и призерами.
Кафедра профессиональной психологии, социальной педагогики и начального образования активно сотрудничает с различными общеобразовательными организациями Российской Федерации.
Это сотрудничество способствует совершенствованию подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, изучению опыта работы учителей, руководителей, повышению эффективности исследовательской работы в общеобразовательных школах и вовлечению педагогических кадров учреждений системы образования в научно-исследовательскую деятельность и повышению качества производственной (педагогической) практики студентов.
Кафедра начального образования
- Details
Кафедра начального образования
Кафедра педагогики и методики начального образования была создана в феврале 2015 года на основе трех кафедр, ранее существовавших на факультете: педагогики начального образования, методики начального образования, русского языка и методики его преподавания в начальных классах. Вышеназванные кафедры имели свою богатую историю. Так, кафедра начального образования была открыта в 1977 г. Заведующими кафедрами работали кандидаты педагогических наук, доценты Д.С. Филиппова, В.Т. Сейфуллин, В.Н. Николаев, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Васильев, В.Г. Максимов, В.П. Ковалев.
Кафедра методики начального образования функционировала с 1988 по 2015 гг. Ею руководили кандидаты педагогических наук, доценты Архипова С.Е., Бычков В.И.
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах функционировала с 1981 по 2009 гг. В разные годы кафедру возглавляли к. пед. н. доцент Сергеева А.И., д. филол. н. профессор Сергеев Л.П., д. филол. н. профессор Чернов М.Ф., к. филол. н. доцент Родионова Э.М., к. пед. н. доцент Бычков В.И.
В 2023 году кафедра педагогики и методики начального образования преобразована в кафедру начального образования.
В данное время на кафедре начального образования работают к. пед. н. доцент Бычков В.И., к. пед. н. доцент Горбунова Т.В., к. филол. н. доцент Кузнецова И.В., к. филол. н. доцент Михеева С.Л., к. пед. н. доцент Соколова С.Г., к. пед. н. доцент Терентьева Л.П., специалист по учебно-методической работе Мартынова Н.П. Заведует кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Бычков В.И.
Главной задачей кафедры является организация и осуществление на высоком уровне учебной и научно-методической работы по педагогическим дисциплинам, а также методикам русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, воспитательной работы среди студентов, научных исследований по профилю кафедры, подготовка будущих учителей начальных классов, педагогов-психологов к профессионально-педагогической деятельности на уровне современных требований.
В настоящее время кафедра ведет подготовку бакалавров по следующим направлениям подготовки:
– Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование и тьюторство»;
– Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование и информатика»;
– Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература»;
– Педагогическое образование профиль «Начальное образование», а также подготовку магистрантов по направлению Педагогическое образование магистерской программе «Теория и методика начального образования.
Кафедра также осуществляет переподготовку кадров по дополнительной профессиональной программе «Теория и методика обучения и воспитания младших школьников» и повышение квалификации учителей начальных классов по программе «Актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО».
Научно-исследовательская работа на кафедре ведется по утвержденной теме «Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе непрерывного образования в свете требований ФГОС ВО и НОО» (код ГРНТИ 14.35).
Ранее при кафедре действовали аспирантура и докторантура под научным руководством докторов педагогических наук Максимова В.Г. и Ковалева В.П. Завершили аспирантуру с защитой диссертации 56 человек, а докторантуру с защитой докторских диссертаций – 3 человека.
Ежегодно кафедрой проводятся научно-практические конференции различного (республиканского, всероссийского и международного) уровня, где принимают активное участие ученые, преподаватели вузов, практикующие учителя, психологи, магистранты, студенты из разных регионов страны и зарубежья.
Кафедра сотрудничает с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, учреждениями системы образования на договорных основах: Петрозаводским государственным университетом, МАОУ «СОШ № 1» г. Чебоксары, МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары, МБОУ «СОШ № 27» г. Чебоксары, МБОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, МАОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, МАОУ «СОШ №65» г. Чебоксары, МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей имени Героя Советского Союза Кузнецова М.М.» г. Новочебоксарска и сельскими МБОУ «Кугесьский лицей», «Анат-Кинярская СОШ», «Абашевская СОШ», «Сятра-Хочехматская СОШ» Чебоксарского района, МБОУ «Калайкасинская СОШ» Моргаушского района, с Канашским педагогическим колледжем и др.
Это сотрудничество способствует совершенствованию подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, изучению опыта работы учителей, руководителей, повышению эффективности исследовательской работы в общеобразовательных школах и вовлечению педагогических кадров учреждений системы образования в научно-исследовательскую деятельность и повышению качества производственной (педагогической) практики студентов.
Публикации кафедры:
монографии
Кузнецова И. В.Персонажи Библии в славянских устойчивых сравнениях. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 212 с.;
Васильева Р. М., Соколова С. Г., Воронова З. И.Формирование нравственной культуры у будущих работников культуры средствами этнической педагогики. – Чебоксары : Изд-во Чувашского государственного института культуры и искусств, 2018. – 134 с.
Профессиональная компетентность учителя начальных классов сельской школы : монография / под ред. Т. В. Горбуновой.– Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 160 с.
сборники научных трудов
Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков, В. П. Ковалев. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 210 с.
Профессионально-творческая деятельность педагога : сб. научных ст. [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 300 с.
Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе : сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков, В. П. Ковалев. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 172 с.
Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : сб. науч. ст.Вып. 2 [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 360 с.
Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе : сб. науч. ст. студентов. Вып. 3 [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 106 с.
Инновации в образовании: теория и практика : сб. науч. ст. / отв. ред. В. П. Ковалев, Т. В. Горбунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 150 с.
Инновации в образовании: теория и практика : сб. науч. ст. Вып. 2 / отв. ред. Т. В. Горбунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. – 154 с.
Актуальные проблемы организации образовательного процесса в начальной школе : сборник научных статей [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. – 310 с.
Инновации в образовании : теория и практика : сборник научных статей. Вып. 3 / отв. ред. Т.В. Горбунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 147 с.
Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : сборник научных статей. Вып. 3 [Электронный ресурс] / отв. ред. В.И. Бычков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 319 с.
Инновации в образовании : теория и практика : сборник научных статей по материалам IVВсероссийской научно-практической конференции. Вып. 4 / отв. ред. Т.В. Горбунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 183 с.
учебные пособия
Теория и технология начального литературного образования /
сост. В. И. Бычков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 121 с.
Мониторинг качества профессиональной деятельности специалиста / сост. Т. В. Горбунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 96 с.
Выразительное чтение / сост. С. Л. Михеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 120 с.
Работа администрации с педагогическими кадрами / сост. В. П. Ковалев, Т. В. Горбунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 96 с.
Управление методической работой в школе / сост. В. П. Ковалев, Т. В. Горбунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 113 с.;
Грамматические трудности русского языка /сост. В. И. Бычков. –Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 140 с.;
Кузнецова И. В.Основы фразеологии. –Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 96 с.
Теория и методика преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах / сост. С. Г. Соколова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 90 с.
Организация внеурочной деятельности младших школьников : учебное пособие / сост. Ф. П. Харитонова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 78 с.;
Профессиональная компетентность учителя начальных классов сельской школы / В. П. Ковалев, Т. В. Горбунова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. – 120 с.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников / сост. Бычков В. И. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. – 128 с.
Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе / сост. Т. В. Горбунова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. –
95 с.
Детская литература :курс лекций /сост. С. Л. Михеева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. –170 с.
Мониторинг качества начального образования : учебное пособие /сост. В. И. Бычков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 92 с.
Личность руководителя образовательной организации : учебное пособие / сост. Т. В. Горбунова, Е. В. Полякова, Е. В. Огандеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 84 с.
Кузнецова И.В.Русская фразеология : учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 115 с.
Терентьева Л.П.Теория и методика обучения информатике в начальных классах. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 69 с.
Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах : курс лекций/ сост. С. Г. Соколова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 127 с.
электронные учебные пособия
Теория и методика музыкального воспитания младших школьников [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / сост. В. Ю. Арестова / Электрон. дан. (521.0 Мб). – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020.
Теория и методика преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / сост. С. Г. Соколова. – Электрон. дан. – (15 Мб). – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020.
История отечественной литературы [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / сост. С. Л. Михеева / Электрон. дан. (10 Мб). – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021.
Коллективное музицирование [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / сост. В. Ю. Арестова / Электрон. дан. (20 Мб). – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021.
Соколова С.Г.Технология чувашской вышивки [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / Электрон. дан. (31 Мб). – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022.
учебно-методические пособия
Управление образовательными проектами / сост. Т. В. Горбунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 48 с.
Терентьева Л. П.Организация самостоятельной работы студентов по методике преподавания математики. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – 52 с.
Соколова С. Г., Воронова З. И., Васильева Р. М. Технология изготовления девичьего головного убора тухья. –Чебоксары : ЧГИКИ, 2019. – 40 с.
Документационное обеспечение управления образовательной организацией / сост. Т. В. Горбунова.– Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т. 2019. – 48 с.
Терентьева Л. П.Решение нестандартных задач. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2019. – 52 с.
Развитие у обучающихся ценностного отношения к родному краю на основе народного декоративно-прикладного искусства / сост. С. Г. Соколова, С. Л. Михеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 116 с.
Кузнецова И. В.Основы фразеологии. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. – 96 с.
Горбунова Т. В.Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебно-методическое пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 66 с.
Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебно-методическое пособие / сост. В.И. Бычков. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 144 с.
Горбунова Т. В.Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в сельской школе : учебно-методическое пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 60 с.
Кузнецова И. В.Синтаксис словосочетания и простого предложения : учебно-методическое пособие.– Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. –
64 с.
Теория литературы и практика читательской деятельности : учебно-методическое пособие / сост. С. Л. Михеева.– Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 84 с.
Терентьева Л. П.Теория и методика обучения информатике в среднем звене : учебно-методическое пособие.– Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 56 с.
электронные учебно-методические пособия
Методика преподавания изобразительного искусства [Электронный ресурс] :электронное учебно-методическое пособие / сост. С. Л. Соколова /Электрон. дан. (48 Мб). – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021.
– Музыка на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие / сост. В. Ю. Арестова / Электрон. дан. (70 Мб). – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022.
История психолого-педагогического факультета
- Details
Психолого-педагогический факультет ведет свою историю с 1976 года. Был открыт как факультет начальных классов. Первым деканом избран заслуженный учитель Чувашской Республики, канд. пед. наук, доцент Д.Е. Егоров, который работал до 1988 года. На факультете функционировали два отделения: очное и заочное. Ежегодный прием студентов составлял 100 человек.
В 1997 году факультет был переименован в психолого-педагогический в связи с открытием новой специальности «Педагогика и психология». За годы существования факультет подготовил около 7000 специалистов по очной и заочной формам обучения. Подготовка специалистов на факультете осуществляется квалифицированными педагогическими кадрами. Из 22 преподавателей факультета 4 являются докторами наук, профессорами, 18 – кандидатами наук, доцентами.
С 2011 года факультет приступил к подготовке бакалавров по направлениям подготовки «Педагогическое образование» профили «Начальное образование и информатика» и «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
В настоящее время факультет готовит бакалавров по направлениям подготовки «Педагогическое образование», профили «Начальное образование и тьюторство», «Начальное образование и информатика», «Начальное образование», «Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература; «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика», специалистов по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», магистров по магистерским программам «Менеджмент социально-педагогической деятельности», «Теория и методика начального образования», «Психология образования и развития», «Организационная психология и психология управления».
Кафедры факультета активно сотрудничают с ведущими вузами РФ: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (зав. кафедрой Н.И. Мешков), с ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (зав. кафедрой общей и социальной педагогики Р.А. Валеева), с ФГБОУ ВО «Московский государственный областной университет» (зав. кафедрой методики дистанционного обучения новых образовательных технологий М.Е. Вайндорф-Сысоева), с ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (ректор М.Н. Шевцов), с ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» (зав. кафедрой соц. педагогики Т.В. Фуряева), с Институтом социальной педагогики РАО г. Москва (ректор В. Г. Бочарова), ФГБОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи» г. Москва (директор В. В. Зарецкий).
Выпускники факультета успешно работают в системе образования, психологической службы образования, организацией различного профиля, а также менеджерами по управлению персоналом. Психолого-педагогическое образование становится важным условием самореализации человека, достижения успеха в различных сферах его жизнедеятельности. Выпускники факультета успешно работают в системе образования, психологической службы образования, организацией различного профиля, а также менеджерами по управлению персоналом. Психолого-педагогическое образование становится важным условием самореализации человека, достижения успеха в различных сферах его жизнедеятельности.